Страничка учителя - логопеда


    ЧТО ТАКОЕ ЛОГОПЕДИЯ?

    Логопедия - это специальная педагогическая наука, занимающаяся изучением различных нарушений (недостатков, дефектов, расстройств) речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих без помощи специалистов.

    Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной.

    Целью работы учителя – логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте 4,5 - 7 лет с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи, подбирая индивидуальную коррекционно - развивающую программу для каждого ребенка.

    Учитель-логопед обследует (обследование звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, лексического строя речи, словообразовательного процесса, слоговой структуры слов, грамматического строя речи, связной речи) воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта речи. Комплектует группы для занятий с учетом психического состояния детей. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с воспитателями, психологами. Проводит консультации для родителей. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

     

    10 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

    рекомендации учителя – логопеда

    Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

    1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание,игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

    2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее,чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

    3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите"Что он делает?" вместо "Он играет?"

    4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

    5. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

    6. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов(части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесетих отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.

    7. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

    8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьтецвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

    9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементысвязной речи, развивать память и внимание.

    10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

     

    Артикуляционная гимнастика дома

     

    Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

    Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

    Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

    Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

    1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).

    2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

    3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят "каша во рту" (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

    Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

    Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

    Организация проведения артикуляционной гимнастики дома :

    · Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

    · Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

    · Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком...»

    · Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

    Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические (презентация «Артикуляционная гимнастика дома»).

    Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

    · «Заборчик»,

    · «Окошечко»,

    · «Трубочка»,

    · «Чашечка»,

    · «Блинчик»,

    · «Иголочка»,

    · «Мостик»,

    · «Парус»

    Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

    Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

    Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

    · «Часики»;

    · «Качели»;

    · «Лошадка»;

    · «Чистим зубки»;

    · «Вкусное варенье»;

    · «Барабанщик»;

    · «Худышки – толстяки» и другие.

    Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

    Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

    И в конце я хотела бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастики:

    1. Е. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»

    2. Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»

    3. Т. Буденная «Логопедическая гимнастика»,

    4. Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»,

    5. Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи».

    Данные пособия составлены так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением

     

    Развитие речи детей с РАС в семье

    Для детей с РАС характерны следующие особенности речевого развития:

    -нарушение коммуникативной функции речевого развития;

    -эхолалии;

    -отсутствие или позднее появление в речи личных местоимений;

    -неразвитость диалога;

    -своеобразное нарушение просодики;

    -неологизмы;

    -склонность к авторской речи.

    Основные задачи работы по развитию у детей с РАС:

    -установление эмоционального контакта с ребенком;

    -активизация речевой деятельности;

    -формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;

    -развитие речи в обучающей ситуации.

    С целью активизации речевой деятельности родителям в игровой и обучающей ситуациях нужно создавать элементы эмоционального подъема, вовлекать в речевую деятельность.

    У детей, страдающих РАС, свободное речевое общение ни в быту, ни в игре, ни в других ситуациях не реализуется, поэтому коррекцию речи надо начинать как можно раньше.

    Примерные задания для детей с РАС по развитию речи

    Задание № 1

    Рассмотрите с ребенком игрушки, которые есть у вас дома. Правильно назовите каждую.

    -Назовите вместе с ребенком игрушки ласково (мишка - мишутка, кукла - куколка и т.д.).

    -Назовите ласково кукол по именам (Таня - Танечка, Света-Светочка и т.д.).

    -Рассмотрите и назовите с ребенком части туловища игрушечных зверей (нос- носик, хвост- хвостик и т.д.), а также кукол (лоб- лобик, палец- пальчик и т.д.).

    -наклейте в тетрадь для индивидуальных занятий картинки, на которых изображены игрушки.

    Задание № 2

    Назови куклу ласково.

    -Какие у Танечки глазки, щечки, волосики, ротик, носик, лобик, бровки, реснички?

    -Во что одета Танечка?

    -Что на ножках у Танечки?

    -Что на головке?

    Помогать ребенку, чтобы он отвечал полными предложениями.

     

    Задание № 3

    Наклейте в тетради картинку "Семья" и фотографии всех членов семьи с бабушкой и дедушкой.

    -Покажи, где папа (мама, бабушка и т.д.).

    -Кто это?

    -назови ласково: брат - братик, дед - дедушка, сестра- сестренка и т.д.

     

    Задание № 4

    Рассмотрите вместе с ребенком посуду на кухне.

    -Уточните названия предметов посуды. Спросите у ребенка, для чего нужны чашка, ковшик, сковорода, кастрюля, чайник, поварешка, терка, блюдце, ложка, вилка, кружка, нож. Составьте предложения с каждым словом.

    Рассмотрите вместе с ребенком части посуды: ручка, крышка, носик, дно, стенки.

    Сходите с ребенком в магазин посуды. Рассмотрите и обсудите, какую посуду там продают.

    Наклейте в тетради картинки по теме «Посуда».

    Обсудите, из чего сделана посуда (железная - из железа, стеклянная- из стекла, глиняная-..., деревянная- …)

    Обсудите, для чего нужна посуда (в кастрюле варят суп, на сковороде жарят рыбу, из тарелки едят и т.д.).

     

    Задание № 5

    Какая бывает посуда?- Виды посуды.

    Например: для чая - чайная ложка, чашка и т.д., для обеда - столовая ложка, тарелка.

    -назови ласково (чашка - чашечка, ложка - ложечка и т д.).

    «Один - много» (чашка - много чашек, ложка - много ложек и т.д.).

     

    Задание № 6

    Составьте рассказ по картинке «Все за работой».

    -Составьте предложение о каждом члене семьи (Мама варит суп в кастрюле. Папа чистит рыбу ножом).

    Старайтесь включать глаголы в речь ребенка.

     

     

     

    Задание № 7

    Наклейте в тетради или нарисуйте картинки с изображениями одежды: детская, женская, мужская, зимняя, летняя, спортивная, рабочая, домашняя.

    Вместе рассмотрите одежду ребенка. Обсудите. К какому виду она относится.

    -Подберите картинки к глаголам, которые дети постоянно путают: шьет, вяжет, вышивает.

    -Вместе с ребенком составьте предложения, используя эти картинки.

    Сходите с ребенком в магазин одежды, посмотрите, обсудите, какую одежду там продают.

    Делайте акцент, как называются части, детали рубашки, платья. Учите употреблять следующие слова: воротник, рукава, пуговицы, петли, карманы, пояс.

    Обязательно рассмотрите, из какого материала сшита одежда. Учите ребенка образовывать прилагательные от существительных:

    из меха - меховая;

    из шерсти - шерстяная;

    из шелка - шелковая;

    из кожи - кожаная.

     

    Задание № 8

    Наклейте в тетради картинки с изображением обуви.

    Попросите ребенка назвать и четко проговорить слова по теме «Обувь»: сапоги, ботинки, туфли, босоножки, сандалии, валенки.

    Учите ребенка различать, когда и где какую обувь носят:

    Летом – летнюю (босоножки);

    Зимой – зимнюю (валенки, сапоги);

    Осенью - осенью (ботинки, сапоги);

    Дома - домашнюю (тапки);

    на улице - уличную (уличную).

    Сходите с ребенком в магазин обуви, покажите, какую обувь там продают.

    «Мой, моя, мое, мои». Попросите ребенка показать свои игрушки, одежду, обувь, назвать их, добавляя слова мой, моя, мое, мои.

     

    Задание № 9

    Наклейте в тетради картинки по теме «Овощи».

    Тренируйте ребенка в умении составлять словосочетания, правильно согласовывая слова. Учите его правильно назвать форму, цвет, размер, тактильное ощущение, вкус, сочность, запах.

    -Капуста круглая и зеленая. Она большая, твердая, хрустящая, сочная, без запаха.

    Сходите с ребенком в овощной магазин. Обсудите с ним, что вы там увидели. Купите овощи, рассмотрите их с ребенком. Покажите, как моют, чистят, режут, трут, варят, жарят, тушат овощи.

    Объясните ребенку, что овощи растут в огороде ( в земле, на земле, на кустах). Покажите, если есть возможность, как растут овощи. Капуста растет на земле. Редиска растет в земле. Помидоры растут на кустах.

    Задание № 10

    Наклейте в тетради или нарисуйте картинки на тему «Фрукты». Повторяйте их названия, чтобы запомнить. Постепенно добавляйте признаки каждого фрукта. Например: лимон желтый, овальный, кислый, твердый, душистый. Вишня круглая, красная, мягкая, сладкая.

    -Где растут деревья? (Наклейте в тетради картинку «Сад».)

    Учите образовывать прилагательные:

    Сок из яблок - яблочный,

    Из груш-…,

    Из лимонов-…,

    Из апельсинов -… и т.д.

     

    Задание № 11

    Наклейте в тетради картинки с изображением лошади, кошки, коровы, козы, собаки, овцы, барана и т.д.

    «Кто какую песенку поет?»

    Собака лает - гав, гав, гав.

    Свинья хрюхает - хрю, хрю, хрю.

    Кошка мяукает- мяу, мяу, мяу и т.д.

    «Кто как ест?»

    Кролик грызет морковку.

    Собака грызет косточку.

    Кошка лакает молоко.

    Корова жует траву.

    Детеныши животных

     


     


     



     


    В этом разделе: